Российская правовая академия
199178, С Петербург, В. О., 10-я линия, 19
Тел./факс: 3231601
Метро: «Василеостровская»
Первое упоминание о Министерстве юстиции России содержится в Манифесте Александра I от 8 сентября 1802 г. «Об учреждении министерств», который предусматривал в составе правительства должность министра юстиции — генерал-прокурора. На Министерство юстиции возлагались функции подготовки актов законодательного характера, а также управления деятельностью судов и прокуратуры. Оно должно было заниматься вопросами назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществлять надзор за их работой.
Для решения этих ответственных задач потребовались и известные в стране личности, и высококвалифицированные кадры.
Указом Александра I от 8 сентября 1802 г. первым министром юстиции, генерал-прокурором Российской Империи был утвержден выдающийся русский поэт и государственный деятель Гаврила Романович Державин. Он проявил себя как талантливый организатор новой юстиции, и его управленческие способности нашли достойное применение на практике. В министерстве он лично занимался разработкой Положения о его департаментах, отработкой механизма взаимодействия с Сенатом, боролся с мздоимцами и казнокрадами.
В эпоху Николая I Министерство юстиции уже стало остро ощущать недостаток профессиональных кадров.
Поэтому в 1835 г. при министре юстиции Дмитрии Васильевиче Дашкове было открыто весьма привилегированное Училище правоведения, из стен которого вышло немало выдающихся людей своего времени.
Осуществляя управление всей системой юстиции, Министерство с первых дней своего образования большое значение придавало совершенствованию российского законодательства. Лучшие умы страны обратили внимание на его чрезмерную запутанность, поскольку оно состояло из бесчисленного множества законов, «боярских приговоров», указов самодержцев и иных актов. Под руководством известного государственного деятеля М. М. Сперанского была проведена кодификация законодательства. При министре юстиции Дашкове эта, по выражению императора Николая I, «монументальная» работа была завершена: издано 56 томов полного собрания законов Российской Империи и 15 томов Свода законов. Как говорил сам Сперанский, ни одно государство Европы не могло похвастаться столь определенным и ярким творением.
После проведенной в 1864 г. в России судебной реформы заметно расширились полномочия министерства в решении кадровых и правоохранительных задач. Заведуя личным составом суда и прокуратуры, оно получило право назначения и увольнения следователей по важнейшим делам в окружных судах, а также городских судей и членов уездных окружных судов. Министерство вводило институты мировых судей и присяжных заседателей, одновременно — уже напрямую — руководило деятельностью прокурорского надзора и осуществляло управление местами лишения свободы.
Таким образом, в тот исторический период Министерство юстиции обладало достаточными правами, чтобы не только влиять на формирование судейского корпуса империи, но и определять и проводить в жизнь правовую политику страны, в частности, путем надзора за правосудием.
После Октябрьской революции 1917 г. Министерство юстиции было упразднено, а уже 8 ноября 1917 г. создан Народный комиссариат юстиции, который сразу приобрел весьма широкие полномочия.
На месте «до основанья» разрушенной судебной системы предстояло создать новую. Практическое претворение в жизнь Декрета о суде № 1 потребовало от органов юстиции неимоверных усилий, связанных с формированием судов и подбором для них кадров. Кадровая проблема еще на долгие десятилетия останется одной из основных в деятельности органов юстиции.
Но это была не единственная задача нового ведомства. Заметное место в его деятельности занимало создание огромного массива нового законодательства. Наркомюсту пришлось выполнять несвойственные для органов юстиции функции, которые в обычных условиях возлагаются на суды, прокуратуру и органы внутренних дел.
И Наркомюст шаг за шагом становился учреждением, в котором оказалась сосредоточенной вся работа не по общему, а по прямому и повседневному руководству судами. Принятым 30 января 1928 г. постановлением ВЦИК и CHK Наркому юстиции были непосредственно подчинены в качестве заместителей Прокурор и председатель Верховного суда республики. Согласно Положению о Народном комиссариате юстиции, утвержденному 26 ноября 1929 г., Верховный суд входит в состав аппарата Наркомюста.
В последующем полномочия Наркомата не претерпели радикальных изменений. По Положению о Наркомате юстиции СССР от 8 декабря 1936 г. он и его местные органы могли давать указания о правильности и единообразии применения судебной практики. Они руководили выборами судей, проверяли их работу, порой давали распоряжения, как применять нормы права. По отношению к судам эта линия культивировалась вопреки зафиксированному в Конституции СССР 1936 г. принципу независимости судей и подчинения их только закону.
Такие взаимоотношения органов юстиции и судов были явно противоестественными. Они подвергались заслуженной критике и послужили одним из поводов упразднения в 1956-1963 гг. Министерства юстиции СССР.
Эта акция (ликвидация министерств юстиции), очень похожая на «выплескивание вместе с водой и ребенка», внешне эффективно и радикально покончила с одним из источников незаконного воздействия на судей.
Но последующее время показало, что при принятии этого откровенно волюнтаристского решения не учли значимость выполнявшейся органами юстиции работы в области организационного обеспечения нормальной судебной деятельности. Эти функции передали Верховным Судам союзных и автономных республик, краевым, областным и прочим судам, а также местным Советам, а обязанности систематизации и кодификации законодательства – созданным при Совмине СССР и Совминах союзных республик Юридическим комиссиям.
Непродуманное решение проблемы обусловило ряд отрицательных последствий для судебной системы. Суды лишили грамотного и целенаправленного содействия в их работе со стороны органов юстиции (материально-технического, организационного, ресурсного и т.д.) Уже вскоре стало очевидно: судебные органы не в состоянии нормально функционировать без органов юстиции. В еще большей степени они начали утрачивать свою независимость.
Поскольку ошибочность решения о ликвидации Министерства юстиции СССР, Министерства юстиции РСФСР и органов юстиции на местах в 1956-1958 гг. была очевидна, 30 августа 1970 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, положивший начало воссозданию органов юстиции. В Российской Федерации структура и функции Министерства полностью оформились к середине 1972 г. после утверждения Советом Министров Положения о Министерстве юстиции республики.
Предусмотренное им организационное построение Министерства — с некоторыми уточнениями задач — просуществовало вплоть до распада Советского Союза.
1991 г. с появлением на карте мира демократической России возникла обновленная юстиция. Минюст обрел «новое дыхание», начал постепенно укрепляться и развиваться.
Современное Министерство юстиции — это многопрофильный федеральный орган исполнительной власти, возглавляющий единую, централизованную систему органов и учреждений юстиции Российской Федерации. Сегодня в его рядах насчитывается более 500 тыс. сотрудников. Статус министерства определен соответствующим Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. В соответствии с п. 5 Положения на министерство возложены сложнейшие задачи: реализация государственной политики в сфере юстиции; обеспечение прав и законных интересов личности и государства; осуществление правовой защиты интеллектуальной собственности; реализация установленного порядка деятельности судов; обеспечение исполнения актов судебных и других органов; исполнение уголовных наказаний.
Перечень функций Минюста неуклонно расширяется. Причем, со второй половины 90-х гг. началось последовательное наделение министерства новыми полномочиями, обусловленными нашим непростым временем, современными политическими и экономическими условиями жизни страны. В 1997 г. Минюсту приданы функции координации нормотворческой деятельности. Тогда же оно приступило к формированию службы судебных приставов, а в 1998 г. — к созданию системы учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В этом же году министерству была передана пенитенциарная система.
«Наделение Министерства юстиции столь важными и многоплановыми функциями обусловило его сложную организационную структуру. Сегодня в его центральном аппарате функционируют 16 департаментов, Главное управление, 5 управлений и 2 самостоятельных отдела. В систему Минюста входят территориальные органы и специализированные учреждения юстиции.
В соответствии с курсом Президента Российской Федерации на укрепление вертикали власти Министерство юстиции создало Федеральные управления юстиции во всех семи федеральных округах. Реформированы территориальные органы Министерства. Они выведены из подчинения регионального руководства. Тем самым укреплены принципы единоначалия в системе Минюста. Все это значительно повысило роль Министерства юстиции России в строительстве правового государства, последовательном его превращении в один из ключевых федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Реализуя свои полномочия, Министерство проводит сегодня большую работу по подготовке законопроектов, касающихся основ российской государственности, избирательной системы, защиты конституционных прав и свобод граждан, проведения правовой экспертизы законов и других нормативных правовых актов, регулирующих эту общественную сферу.